понедельник, 17 октября 2011 г.

Методика самостоятельной подготовки к экзамену на ришайон

Материал взят отсюда: http://www.usmle.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=110&Itemid=142

Перед началом подготовки к экзамену нужно обратить Ваше внимание на некоторые ключевые моменты (на иврите некудот).
Не секрет, что новый репатриант в Израиле сталкивается с большим количеством проблем. Основная из них для докторов - новых репатриантов - это необходимость подтверждения диплома врача для того, чтобы начать работать по специальности.
Огромный материал, который действительно невозможно выучить весь, годы, прошедшие после окончания института, множество различных «вымыслов» об экзамене - все это настраивает на мысль о том, что экзамен можно сдать только по счастливой случайности и, если кто-то сдал, то ему просто «повезло».
На самом деле экзамен на ришайон (разрешение работать врачом в Израиле) - это особый экзамен, который возможно сдать только подготовившись именно к экзамену на ришайон. Специфичность экзамена на ришайон заключается в том, что это экзамен не только на медицинские знания. Это экзамен на пригодность врача работать в условиях израильской медицины. Поэтому для успешной сдачи экзамена надо иметь:
  1. Строго определенный набор знаний - «некудот» из всех областей медицины, который надо знать наизусть;
  2. Общие медицинские знания, полученные в институте;
  3. Понимание, что все выучить невозможно, и, соответственно, умение использовать в будущей работе специальную литературу;
  4. Четкое понимание логики тестов («что хотел спросить экзаменатор?»);
  5. Понимание смысла экзамена;
  6. Выдержку и спокойствие.
Теперь по порядку.
Смысл экзамена:
  1. Напряжение, создаваемое до и во время экзамена, создается для того, чтобы ослабить внимание претендента, усилить его тревогу и не дать ответить на вопросы, которые претендент точно знает (возгласы на просмотре после экзамена докторов, не прошедших экзамен « Как я мог так ответить, я же это знал» именно вследствие этого пункта).
  2. Введение в экзамен принципиально не решаемых тестов («трагичные тесты») на очень редкие «некудоты» направлено на создание напряжения и приводит к п. 1. Поэтому нужно понимать, что все выучить невозможно и к этим тестам относиться спокойно, зная, что их 15 - 20 %. Помнить, что «трагичные» тесты не влияют на результат.
  3. Важно знать, что примерно 30% претендентов ни разу не открывают учебник перед экзаменом или готовятся только последние несколько недель, надеясь, что «пронесет». Не пронесет! 99% тех, кто не готовился, экзамен не сдают. Далее, примерно 10 % - так называемые «спортсмены», пытающиеся сдать экзамен по 4 - 5 и более раз. В душе они не хотят сдать экзамен по многим причинам, идут на экзамен только под прессом семьи и ненамеренно проваливают экзамен раз за разом.
  4. Если Вы не относитесь к пункту 3: то Вам надо успокоиться, поняв, насколько велики Ваши шансы сдать экзамен при правильном выборе подхода к подготовке к экзамену.
  5. Если Вы сдавали экзамен более 4-5 раз, предлагаю внимательно несколько раз перечитать эту информацию.
Как готовиться к экзамену:
  1. Завести тетрадь для выписки «некудот». В эту тетрадь выписывать все «некудоты», которые Вам будут встречаться в тестах и в учебной литературе. Примеры «некудотных» вопросов приведены ниже. «Некудоты» обязательно выучить наизусть, так как это именно те знания,
    которые необходимы для успешного решения тестов на экзамене.
  2. Готовиться по тетради наиболее правильно, читая ее до «отвращения» - пять, семь и более раз.
  3. Составить план подготовки и по возможности его придерживаться:
    Сколько глав и тестов проходить в неделю. Сколько времени заниматься в день (оптимально 4 ч аса чистого времени -то есть, без телевизора, чтения посторонней литературы и т.д.)
  4. За месяц, полтора до экзаменов читать только тесты и учить «некудоты».
  5. Очень помогает - посещение частных курсов.
  6. При посещении курсов нужно готовиться к каждому занятию. Понимать, что на курсах не учат медицине, а готовят именно решать тесты. Курсы действительно повышают процент решенных тестов на экзамене. Нужно выбрать курсы оптимальные по цене и качеству преподавания, а также максимально приближенные к дому.
  7. Обязательно прочитать все разделы в медицине, обратив особое внимание на главы, вопросы из которых наиболее часто встречаются на экзамене. Это:
    Акушерство и гинекология;
    Психиатрия;
    Педиатрия;
    Кардиология;
    Хирургия.
  8. Из литературы рекомендуется готовиться по цветной серии ГЭОТАР, которая написана доступным языком, а также краткие конспекты (например, частных курсов). Эти два источника наиболее удобно дополняют друг друга.
  9. Если готовиться по учебникам Мерка или Харрисона, то
    a. Обязательно выписывать «некудоты»
    b. Не читать главы о порфириях, врожденных редких заболеваниях
    и т. п. Так как очень мало тестов об этих заболеваниях, но очень много времени уходит на прочтение информации о них.
  10. По психиатрии - учебник Каплана, но там очень много информации, и поэтому лучше готовиться по конспектам частных курсов.
  11. При подготовке понимать, что с первого раза можно запомнить только 30-40% материала, поэтому читать одну и ту же главу нужно несколько раз.
  12. Не бояться понимания того, что на экзамене часто придется гадать и выставлять ответ, ничего не зная о предмете вопроса.
Рекомендации, как готовиться по тестам:
  1. Пройти минимум 6000 тестов.
  2. Не гнаться за тестами последних лет, не пытаться угадать источник тестов на будущий экзамен. Тесты нужно уметь решать любые, вне зависимости от источника.
  3. Внимательно изучить план ответа на вопрос на экзамене.
  4. Отвечать на тесты только с закрытыми ответами, пытаясь решить каждый тест. Работа по другому превращает подготовку в самообман.
  5. Выписывать все встречающиеся «некудоты» в тетрадь.
Рекомендации как сдавать экзамен:
  1. С утра последнего дня читать только тетрадь «некудот».
  2. Вечером последнего дня перед экзаменом не открывать вообще ни тестов, ни учебников.
  3. Не применять длительно действующих транквилизаторов вечером последнего дня перед экзаменом.
  4. Пакет на экзамен (теудат зеут, копии теудат зеута, воду или колу, шоколад) приготовить с вечера и утром не забыть взять с собой.
  5. Сходить в туалет и покурить (для тех кто курит) перед заходом в зал.
Рекомендуется отнестись к этому серьезно.
По мнению большинства врачей, сдавших экзамен, времени на экзамене вполне достаточно для ответа на все тесты. Поэтому не надо спешить! На каждый тест нужно стараться ответить с первого раза, оставив на конец экзамена не более 5-7 логических тестов с тремя возможно правильными ответами.
Типы тестов и подходы к их решению:
  1. «Некудотные» тесты:
    «Некудотным» тестом у нас называется тест, ответы на вопросы которого не вызывают разногласий у разных авторов(«достоверное знание»).

    «Некудот» очень мало - не более двух - трёх тысяч.

    Примеры «некудот»:
    «Наиболее часто встречаемый врожденный Порок сердца»
    «Лекарство выбора для печения гонореи»
    «Кариотип при синдроме Тернера» :
    «Тип наследования болезни Геттингтона»
    «Наиболее часто встречающееся побочное осложнение»
    «Выживаемость при раке легких»
    И т.д.

    Если тест «некудотный», спросить себя «знаю ответ или нет?»
    если ответ «знаю!», то прокрутить в голове ответ перед первым
    прочтением вариантов ответов, далее найти правильный ответ при первом прочтении вариантов ответов и при втором прочтении вариантов ответов отметить его.

    если ответ «не знаю!» см. пункт о «трагичных тестах».

    если тест не «некудотный», это либо тест на общие медицинские знания, либо логический, и тогда любой путь решения теста, ведущий к верному ответу, является правильным.
  2. Тесты на общие медицинские знания.
    При решении таких тестов обратить внимание на слова исключения («кроме», «за исключением») и отвечать только при втором прочтении тестов, прочитав первый раз варианты ответов до конца.
  3. Логические тесты.
    Нужно определить является ли тест логическим; если да. то следует иметь в виду следующее:
    Именно провал в решении этих тестов мешает претендентам с глубокими знаниями медицины (например, сразу после института) получить ришайон с первого, а иногда и со второго раза. Ответ на логические тесты часто угадывается (и это надо понимать!) без знаний о предмете вопроса. Тестов на логику примерно 15-20 %. Они не решаются знанием медицины - только логикой понимания вопроса и вариантов ответов. Главная задача логических тестов свести варианты ответов к возможным двум правильным вычеркнув три неправильных, это значит, что у нас 50% вероятность ответить правильно, а тут надо вспомнить, что набрать нам надо 60 % и гадание 50/50 - это уже победа. Решение логических тестов с применением знаний по медицине - серьезный шанс не решить тест. Видеть и решать эти тесты учат на частных курсах. Ни один логический тест нельзя «отдавать комиссии», поэтому отвечать лучше даже после третьего прочтения вариантов ответов, а если получается угадывание из 3 вариантов ответов, то лучше оставить ответ на конец экзамена. После первого прочтения вариантов ответов в первую очередь обратить внимание на ответы, которые Вы знаете. Только в последнюю очередь пытаться понять неизвестные Вам ответы. Постарайтесь вспомнить все, что Вы слышали о теме вопроса - это может существенно помочь в оценке вероятности правильных ответов.
    Если в ответах есть «некуда» - это отменяет все правила по логическому решению тестов.
    Понимать, что в медицине нет ничего точного, поэтому:
    a. слова - подсказки в вопросе и ответах «всегда», «никогда» - предполагают что ответ неправильный, если мы в нем не уверены (не «некуда»).
    b. «может быть» предполагает, что ответ правильный.

    Пример: Что из следующего верно для камней в общем желчном протоке:
    1.Все они зарождаются в желчном пузыре
    2.Они всегда вызывают желтуху
    3. Желтуха всегда постоянная
    4.Желтуха может быть безболезненной
    5.Ничего из вышеуказанного
    Правильный ответ: 4

    Обратить внимание на логику теста.
    a. если спрашивают: «Все правильно о язвенном колите, «кроме», то скорее всего вопрос звучит, «что правильно о болезни Крона», так как это диф. диагноз.

    Пример: Макроцитарная анемия может быть описана всеми следующими утверждениями, кроме:
    1.Может встречаться ретикулоцитоз
    2.Этиологией может являться дефицит витамина В12
    3.Этиологией может являться дефицит фолатов
    4.Может сочетаться с миелодиспластическим синдромом
    5.Этиологией может являться ректальное кровотечение
    Правильный ответ: 5. Этот вопрос нужно прочитать: что .правильно о микроцитарной анемии.

    b. «Выберите самое легкое»
    Пример: Уровень гастрина в плазме повышен во всех указанных случаях, кроме:
    1.Синдром Золингер-Элинсона
    2.Обструкция выхода из желудка
    3.Сохранения антрума после Бильрот 2
    4.Пернициозная анемия
    5.Неосложнённая язва двенадцатиперстной кишки
    Правильный ответ: 5. «Самое легкое» из ответов это 5, Если вспоминать все заболевания, очень большая вероятность ответить неправильно. :
    c. «Выберите самое тяжелое» - аналогично предыдущему пункту.
    Пример: Благоприятные прогностические факторы для больного без припадков после прекращения антиконвульсантной терапии, проводившейся в течение 2-х лет включают все, кроме:
    1 Нормальная ЭЭГ перед отменой лекарств
    2. Комплекс парциальных припадков с вторичной генерализацией
    3.Единичный парциальный припадок
    4.Применение одного лекарства для контроля припадков
    5.Несколько припадков (до начала лечения) с последующим прекращением
    Правильный ответ: 2.

    d Тесты на «тов» и «ло тов»
    Пример: Для анемии хронических и инфекционных заболеваний характерно все перечисленное,кроме:
    1.Укорочение средней длительности жизни эритроцитов
    2.Нарушение утилизации железа
    3.Нормальный уровень железа в предшественниках эритроцитов
    4.Нарушение взаимодействия эритропоэтина и костного мозга
    5.Обычно умеренная анемия нормо - или микроцитарного характера
    Правильный ответ 3. Анемия хронических заболеваний - это «ло тов» для больного. 1, 2, 4, и 5 также «ло тов» для больного. И только 3 - «тов» для больного. - Имеется снижение железа в предшественниках эритроцитов.

    e. «Выпавший ответ», например, острое заболевание, когда все остальные ответы хронические

    f. Если вы уверены в 2 ответах, а последним ответом стоит - все ответы правильные, то ответ - все ответы правильные
    Пример: Болезни, чаще появляющиеся у подвергнувшихся облучению случайно или по медицинским показаниям:
    1.острая лимфоцитарная лейкемия
    2.острая миелоцитарная лейкемия
    3.хроническая миепогенная лейкемия
    4.энтерит и гингивит
    5. все указанное
    Правильный ответ: 5.

    g. Если вы уверены в том, что три варианта ответов неправильны, а последний вариант ответа гласит: «все ответы неправильные» то правильным ответом является последний.

    h.«Трагичные тесты»
    Это тесты на очень редкие «некудоты». Только 25% шанс ответить на него правильно.
    Главное - поставить ответ. Ни один тест не оставлять без ответа!
    Понимая, что этих тестов всего 10 - 15% и они не влияют на результат, спокойно воспринимать их наличие в экзамене, все внимание сосредоточив на тестах на «логику» и «некудотных» тестах.

    Вопросов на общие медицинские знания примерно 45%, поэтому доктора, которые не готовятся к экзамену, обычно набирают не менее 50%, но и не более. Основная борьба ведется за тесты на «логику» и «некудоты». Поэтому докторам, которые набирают 58 и 59%, необходимо пересмотреть подход к подготовке к экзамену.
Д-р И. Гутник.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Просьба при вводе подписи комментария выбирать не анонимный, а имя/url. Графу url заполнять не обязательно. Спасибо.