пятница, 3 августа 2012 г.

Жизнь после ришайона.

Ну что ж, начинаем цикл новых передач по названием "Жизнь после ришайона".  Многие врачи, которые репатриируются в Израиль, считают, что сдать экзамен на ришайон - это главная цель, которую им нужно достигнуть и что это самое сложное. Отнюдь нет. Оказалось, что самое сложное после экзамена на ришайон только начинается. Те, у кого есть опыт работы там, знают, что часто бывает тяжело работать врачом даже на родном языке. Здесь же ко всему прочему добавляется языковая сложность. Трудно себе представить, что написать обычный дневник в истории болезни в первый день - это неразрешимая задача, не говоря уже о приеме больного и о выписке. В общем, в первый день, оказавшись в Сороке практически полностью в ивритоязычной среде, я была просто в шоке. Казалось, что моего иврита катастрофически не хватает даже для того, чтобы понять, о чем говорят на обходе. Мое счастье, что меня взяли просто в качестве как бы стороннего наблюдателя и ничего от меня не ждут и никаких задач передо мной не ставят.
 Итак, что же происходит после успешной сдачи экзамена на ришайон? Те, у кого нет трех лет стажа (вместе с интернатурой) идут на стаж. Стаж - это что-то вроде нашей интернатуры, только включает в себя несколько циклов в разных отделениях. Я знаю, что есть цикл хирургии, терапии, педиатрии, электив. Какие еще есть, я не знаю, если комментаторы могут что-то добавить, это только приветствуется. Стажер выполняет в отделении вспомогательные функции - берет кровь, пишет дневники на обходе, заполняет историю болезни (михтав кабала), выписку. И, конечно, учится. Особых требований к стажерам не предъявляют. Те, у кого есть стаж, становятся перед выбором - искать сразу место на специализацию (итмахут) (сейчас такая возможность из-за острой нехватки врачей есть) или идти на керен клиту (полгода стипендии от министерства абсорбции). Во время керен клиты есть возможность освоиться, так как этих врачей просто используют как дешевые лишние рабочие руки и ничего особо от них не ждут и не требуют. Итмахут - это что-то вроде американской резидентуры. Итмахут по терапии обычно занимает 4 года. За это время нужно сдать 2 экзамена - тестовый шлав алеф (что-то вроде нашего экзамена на ришайон, только на иврите, гораздо сложнее и источники неизвестны, говорят, израильские профессора их сами составляют) и устный - шлав бет. Кроме этого, митмахим работают врачами и выполняют основные функции в отделении. По существу, живут там, потому что имеют в среднем по 8 дежурств в месяц. Учитывая, что в израильских больницах просто так не лежат и больные там обычно тяжелые, то... Хотя сейчас, к счастью, после дежурства можно уйти домой, говорят, что раньше такого не было. Кроме этого, в отделении есть заведующий и мумхим - врачи, уже закончившие итмахут. Они руководят процессом лечения, отвечают за него.
Как проходит день в Сороке? Стажеры и митмахим с утра берут анализы крови из вены. Кстати, забор крови в Израиле происходит несколько иначе, чем я привыкла в Беларуси делать и видеть. Это делается не с помощью шприца, а есть специальные пробирки, используется вакуум. Как мне кажется, это проще, только нужно привыкнуть. Затем в 8.15 начинается утренняя пятиминутка. На ней дежурный врач докладывает поступивших больных, говорит, если были какие-то проблемы в отделении. После этого обычно бывает какой-нибудь доклад на медицинскую тему, или лекция, или обсуждение. После этого начинается обход. Врачи разделены на 2 группы, в каждой группе есть мумхе, один или несколько митмахим и стажеры. Периодически к какой-либо из групп присоединяется заведующий. Во время обхода происходит осмотр больных (кто-то из митмахим докладывает каждого больного), делаются назначения, сразу же заполняются дневники в истории болезни, происходит обсуждение, задаются вопросы стажерам и другим младшим врачам. Или в процессе обхода, или сразу после него бывает небольшой перерыв на еду. После окончания обхода снова обсуждаются все больные, раздаются указания по их ведению, заполняются истории новых больных и выписки и делаются разные текущие дела. Это если все идет в обычном режиме и нет никаких непредвиденных ситуации. Заканчивается рабочий день в 16.00, если, конечно, все успели сделать. Если нет, приходится оставаться на столько, сколько нужно. Хотела описать еще и свои впечатления, но пост и так получился довольно большим, так что в следующий раз, наверно.

6 комментариев:

  1. Очень интересно, хотя и смотрю на это со стороны "потребителя". Ну, я уже не так мало сталкивалась с израильскими больницами, 3+3 раза. И, конечно, самое интересное - то, что "не влезло", то есть твои личные впечатления.
    Думаю, что керен клита - это то, что нужно. Уж точно эфективнее, чем медицинский ульпан. Итмахут, мне кажется, пока сложно будет.

    ОтветитьУдалить
  2. jean, я не знаю, дадут ли мне керен клиту, пока я получаю корзину абсорбции. Скорее нет, потому что керен клита призвана поддержать врачей, у которых нет средств.

    ОтветитьУдалить
  3. керен клита - это не то, к чему стремятся. это очень маленькие деньги и еще меньшие возможности. только последний шанс зацепиться за ту специальность, о которой мечтаешь, а на итмахут пока не попасть.
    кстати, ты в курсе про маанак в больницах на периферии?

    ОтветитьУдалить
  4. zatainka, я слышала (заведующий говорил не мне), что маанак сейчас не дают. Кроме того, я уже один раз подписала контракт на пять лет там, в Беларуси, так еле ноги унесла, больше что-то не хочется.

    ОтветитьУдалить
  5. поговори с местными митмахим. всё дают. и сумма весьма приличная. а итмахут так и так на одном месте проходить весь срок.

    ОтветитьУдалить
  6. местные митмахим с трудом выбивают положенную сумму и пока безуспешно. Плюс повышенная оплата за 7-е и 8-мое дежурства, которую обещали после забастовки, так и осталась обещанием.

    ОтветитьУдалить

Просьба при вводе подписи комментария выбирать не анонимный, а имя/url. Графу url заполнять не обязательно. Спасибо.