воскресенье, 15 июня 2014 г.

Почему я уехала из Беларуси

Этот пост навеян обсуждением подобной темы на одном из блогов. Так там по определенным причинам я писать не буду, то напишу у себя. В следующем месяце будет два года как я официально в Израиле. Если считать и Масу тоже, то в сентябре будет три. Не так много на самом деле, но о том, как я жила последние годы в Беларуси мне почему-то даже вспоминать не очень хочется. Немного странно, что я раньше никогда не писала, почему я уехала. Ведь на самом деле я ехала не куда-то, а от чего-то. Но Беларусь настолько несвободная страна, что я не решалась писать об этом даже некоторое время после того, как я уже переехала. До 2009 года я даже не задумывалась о том, чтобы сменить страну проживания. В 2008 году я закончила медицинский университет. Для тех, кто не знает, в Беларуси для тех, кто учится бесплатно в вузе, существует распределение на работу. В то время, когда я закончила учиться, по этому распределению нужно было отработать 2 года. Сколько нужно сейчас, я не знаю. Наверное те, кто жил в Советском Союзе, знают, что такое распределение. Для тех, кто не застал, напишу подробнее. У нас это было так - составляется список студентов 6 курса, вначале идут семейные пары, потом те,  у кого есть заслуги перед университетом, потом отличники, а потом в порядке убывания среднего бала диплома все остальные. И в порядке этой очереди люди заходят в кабинет, где сидит министр здравоохранения и представители областных отделов здравоохранения. Распределение - это такая вещь, которой начинают бояться уже вскоре после поступления в вуз. Мне еще повезло, что за несколько лет до моего распределения у нас поменялся министр здравоохранения. До этого это была пожилая дама, которая распределяла методом простого тыка куда-то в карту. Случалось так, что для фармацевтов она выбирала населенный пункт, в котором из-за его маленьких размеров не было даже аптеки. Когда ректор пытался ей об этом сказать, она отвечала, что ничего, построит. И ничего нельзя было с этим сделать. Ну, кроме как жениться или выйти замуж. Что большинство студентов к шестому курсу и стремилось сделать. Да и то, даже это не было гарантией, что ты получишь распределение в свой город. В общем, мне повезло чуть больше. Меня распределили в небольшой город примерно в ста километрах от областного центра, в котором я жила. В поликлинику участковым терапевтом. И это было неплохо. Сюрприз ждал меня по приезду туда. Главный врач решил отправить меня в сельскую врачебную амбулаторию заведующей. Меня, которая никогда не жила в деревне. Да и вообще, назначать на руководящую должность человека, который только что закончил вуз и совсем без практики, которого еще учить и учить, надо было додуматься. В общем, для меня это было так страшно, что я решила бросить все и уехать. Нет, не в Израиль, в Россию. У меня там жила подруга. Она и ее семья, зная мою ситуацию и видя мое отчаяние, пригласили меня переехать к ним. Я, честно говоря, сейчас не помню, сколько тысяч километров это от Беларуси, но очень далеко. И я настолько была в шоке, что даже решилась на это и купила билет. Билет стоил так дорого, что денег на него у меня не было, пришлось занять. Впрочем, в последний момент я отказалась от этой затеи. Дело в том, что если отказываешься работать по распределению, то ты должен выплатить сумму, которую государство потратило на твое обучение в вузе. Для меня тогда это было баснословно дорого. Плюс никто другой не имеет право взять тебя на работу, пока ты молодой специалист и не получил справку о том, что у тебя свободный диплом. Эту справку можно было получить, если отказаться от распределения и заявить, что ты будешь выплачивать деньги, но даже тогда из-за особенностей государственного устройства были большие сомнения, что кто-то согласиться взять такого специалиста на работу. А если такой специалист вдруг уедет - если ему это удастся, потому что у пограничников есть списки тех, кто что-то должен государству - то его будут искать много лет и могут описать имущество его родственников. Ну и, конечно, если он когда-нибудь въедет в страну, обратно до выплаты долга его не выпустят. В общем, я решила, что мне будет лучше промучиться два года, чем иметь долг до конца жизни. И осталась. Впрочем, в последний момент мне можно сказать повезло. Главврач согласился оставить меня в городе с условием, что я подпишу контракт не на 2 года, а на 5 лет. И я подписала. Прекрасно зная, что работать 5 лет там я не собираюсь. Вот так я решила уехать в Израиль.
Наверно, только это уже было бы достаточным основанием. Впрочем, до отъезда еще оставалось два года, которые я должна была  государству. Контракт был на пять лет, но оставшиеся три года я просто не могла уволиться без согласия работодателя. Никакими другими штрафными санкциями мне это не грозило. Государству я уже ничего не должна. Ну кроме того факта, что меня могли не взять на работу в другое место. Когда я сообщила главврачу через два года, что я уезжаю (мне не хотелось делать это без предупреждения, просто сбежав, из-за нехватки кадров для остальных врачей это было бы очень тяжело, а так я дала время подобрать кого-то на мое место), он позвонил в мой город и попросил, чтобы меня там на работу не брали. К счастью, мне было все равно, потому что оставаться в Беларуси я не собиралась. Кстати, даже сообщить  куда я уезжаю, я побоялась, опасаясь, что мне будут чинить препятствия при пересечении границы. Сказала, что еду в Россию - там границы нет. Поэтому я поехала на Масу по студенческой визе, оформила репатриацию уже в Израиле и даже правильно оформленного белорусского паспорта для постоянного проживания за рубежом у меня нет. Меня это сильно не беспокоит, потому что возвращаться туда я не собираюсь. Даже название поста собиралась продолжить тем, что я не вернусь туда никогда, но не стала, потому что никогда не говори никогда. В общем, вся эта история конечно неприятна, но это далеко не последняя причина моего отъезда. Почему работать в израильской медицине намного лучше, чем в белорусской, и что я выиграла, а что потеряла, я напишу в следующем посте.

29 комментариев:

  1. Юля, воистину детективная история!!! Ты, конечно, намекала на это, но сплошными недомолвками... теперь я окончательно поняла, почему ты поехала именно на МАСУ. Но ведь получилось к лучшему, правда?
    С нетерпением жду продолжения!

    ОтветитьУдалить
  2. Юля, т.е. то что государство платило за твое обучение, дало тебе работу, и возможность помочь родине - ты считаешь кознями и нарушением твоей свободы? То, что главврач пошел тебе навстречу, и оставил в городе - ты тоже проигнорировала и кинула всех? За все то хорошее что тебе сделали? Не кажется ли, что это как минимум цинично и нечестно?

    ОтветитьУдалить
  3. Пациенту - а как максимум, это что? государство не считает молодых специалистов за людей, затыкает ими всякие дыры, отбивая у них этим самым желание работать в медицине вообще, запугивает людей вместо того, чтобы давать им возможность развиваться. Про зарплату я не говорю, потому что это было последним, что меня волновало, когда я решила уехать.

    ОтветитьУдалить
  4. по поводу главврача - в моем документе о распределении было написано, что меня направляют работать участковым врачом, а не заведующим сельской врачебной амбулатории. Он сделал, как ему было выгодно, я сделала так, как было выгодно мне. Мы в расчете.

    ОтветитьУдалить
  5. Совковые наезды на тебя выглядят смешными...

    ОтветитьУдалить
  6. Пациенту - государство не "платит" за обучение, а возвращает то, что не доплатило родителям обучающегося. та же фигня с "бесплатными" советскими квартирами.

    ОтветитьУдалить
  7. Ну и по каким же таким причинам ты не пишешь на определенном блоге?Белорусский паспорт у тебя оформлен абсолютно нормально. у меня такая же ситуация. Ты просто являешься гражданкой двух стран. Для РБ ты гражданка РБ, для Израиля ты гражданка двух стран.
    В РБ я въезжала по бел паспорту...обычному. Который получила еще в 25 лет. И который не переделывала на ПМЖ, так как тоже въехала на территорию Израиля туристкой.
    Когда родятся дети, ты можешь записать их в бел паспорт и у них тоже автоматически будет бел гражданство. А лишнее гражданство кушать не просит...Пока по крайней мере.
    Распределение вещь жестокая, но и образование вам дали бесплатное. Я за обучение платила, и соответственно не боялась распределения. так что ты знала на что ты шла. И судить я в отличие от тебя никого не берусь, могу представить что такое чиновники и бел. глубинка...

    ОтветитьУдалить
  8. Ирина, во первых, я не помню, чтобы мы с вами переходили на ты. Во вторых, вы, когда пишете про кого-то на своем блоге, что он "приперся", правда думаете, что это в порядке вещей? Для меня это дико. Поэтому и не приду.
    Теперь по существу вопроса. Ставить визу алия в белорусский паспорт для внутреннего использования - это нарушение, делающее его недействительным. Т.е при желании въехать в Беларусь мы с вами можем, а вот при выезде могут возникнуть проблемы. Могут и не возникнуть, конечно, это уж как повезет. По поводу платного обучения - у врачей даже в этом случае существует распределение, потому что иначе место на интернатуру очень сложно найти. Но, конечно, в деревни платников не направляют.

    ОтветитьУдалить
  9. Фиалка, а представьте ситуацию по другому- вы директор клиники, посылаете специалиста на учебу, он усердно учится, но к вам не возвращается?
    Он ведь сам учился, сам и нашел лучшие условия, или ему предложили клинику лучше вашей.
    И еще попробуйте рассказать местным , не думаю что они вас поймут.
    Наша давняя подруга , 20 лет прожившая здесь , столкнулась с такой ситуацией, в этой стране, честно все отработала)
    А как иначе? Она очень благодарна)

    ОтветитьУдалить
  10. Ирина, по поводу комментария, который я не пропустила. Если вы хотите писать на моем блоге, выбирайте, пожалуйста, выражения. Если не хотите, то пишите у себя. Спасибо за понимание.

    ОтветитьУдалить
  11. Реалистка, меня никакой директор клиники никуда не посылал. Государству свои два года я отработала. А главврач не имел права нарушать мое предписание на распределение. Если бы он сразу взял меня на ту должность, на которой я потом работала, возможно, я бы не жила в Израиле. Может быть, он понял, что менять мне место работы -это нарушение и поэтому оставил меня в поликлинике, решив заодно с этого поиметь врача еще на 3 дополнительных года. Но у него не получилось.

    ОтветитьУдалить
  12. Ирина, если вы не понимаете с первого раза, я повторю еще раз. Если вы хотите писать комментарии в подобном тоне, не важно, с какой целью, оскорбить кого-то или донести кажущуюся вам правильной информацию, пишите на вашем блоге. Это был последний раз, когда я вам это говорю. Если вы не понимаете, то можете общаться сами с собой. Реагировать на ваши оскорбления, опускаясь этим самым до вашего уровня, я не собираюсь. Следующий подобного рода комментарий будет просто удален, так что не трудитесь. У меня самооценка на достаточном уровне, задеть меня этим вам не удастся.

    ОтветитьУдалить
  13. Фиалка, директор клиники, государство или еще кто то, все одно лицо.
    Все познается в сравнении.
    Мое поколение как раз и было " жертвой" этой системы.
    На данный момент в России катастрофически сокращается бюджетные места и уже сейчас по другому смотришь на все " ужасы" прошлого.

    ОтветитьУдалить
  14. Юлия, т.е. причины по которым вы покинули родину, которая вас выучила и дала вам образование, очень далеко от великих идей сионизма.
    Бежали вы позорно из страны туда, где вам будет просто лучше и хлебней жить. Вот такой вот вывод напрашивается.
    А как вы на моем блоге-то распинались про идеи и любовь к Израилю. Стесняюсь спросить, а если Израиль вам не угодит малость в медицинской карьере? Вы на какую страну его смените? Извините за гоголевский стиль вопроса.

    ОтветитьУдалить
  15. Ирина, я никогда не писала, что я приехала из сионистских соображений. Я всего лишь говорила, что стоит уважать традиции той страны, в которой ты живешь. Я уезжала практически в никуда, ведь никто мне не давал гарантий, что я сдам экзамен и устроюсь на работу. И лучше ли мне будет, я не знала. Знала лишь, что терять мне нечего. А теперь мне здесь нравится и в этом мне повезло.

    ОтветитьУдалить
  16. Традиции уважать нужно обязательно. Безусловно.
    По поводу паспорта еще раз повоторяю на всеобщее обозрение - бел. паспорт в который вклеена наклейка про алию, является абсолютно действительным документом, не теряющим силу. Скажем так... Просто пока вы Юлия не отказались от бел. гражданства, то РБ лично для себя считает вас гражданкой лишь своей страны.
    Этот паспорт вы можете по истечению срока поменять, вписать туда детей. и всю жизнь оставаться гражданкой РБ.
    Я въезжаю в РБ по бел. паспорту, выезжаю я также по нему.он абсолютно законен, и фактор везения тут не причем.Такая ситуация лишь у тех, кто оформил гражданство изнутри Израиля, все мои остальные знакомые оформляли себе выезд на ПМЖ.

    ОтветитьУдалить
  17. Ирина, те, кто оформил паспорт на ПМЖ, все равно остаются гражданами РБ. Есть паспорт серии РР, который для этого специально предназначен и в который вклеивают визу на ПМЖ. Обычный же паспорт предназначен для внутреннего пользования и для временных выездов за границу. Визы алия в нем быть не должно - это нарушение. При выезде за границу, если это обнаружится, вас могут остановить и заставить оформить паспорт РР. Это все. Да, и детей вам туда в консульстве вряд ли впишут, вы ведь на консульском учете по нему состоят не можете.

    ОтветитьУдалить
  18. Юля, одно дело ссориться или дискутировать по поводу традиций, кто кого как назвал, обозвал, приперся и т.д. Да и это меня раздражает
    Но спорить по поводу того, в чем я уверена на 1000 процентов я не намерена.
    То что я говорю я лично выясняла в посольстве РБ, звонила и перезванивала. Наклейка в бел. паспорте об алие не считается нарушением. Это просто РБ поставлено в известность, что вы совершили алию. Виза алия в моем паспорте присутствует, я совершенно спокойно перемещаюсь по РБ, въезжаю и выезжаю. Никто меня задерживать не собирается, это абсолютно законно. Детей мне предложили вписать в паспорт работники посольства, а не я сама придумала этот факт) Ничего обнаруживаться не должно. так как я ничего не скрывала. Никто меня ничего не заставлял и не заставит оформлять. Я являюсь гражданкой двух стран и собираюсь своих детей вписать в бел. паспорт, ну а вы уж Юлия как хотите. Можете спорить дальше до посинения, а можете и поверить мне на слово. А еще можно позвонить в посольство РБ, они вам объяснят что куда и почем.
    Я не состою на консульском учете, потому в этом нет необходимости). Видите Юлия как интересно? даже в одинаковой ситуации мы с вами предпочитаем вести себя абсолютно по разному. Вы считаете, что у вас паспорт не оформлен правильно, а я абсолютно точно знаю, что в моем паспорте все без нарушений. И спокойно езжу в свою любимую и обожаемую страну Беларусь.
    Ок. Я напишу все равно позже у себя об этом...

    ОтветитьУдалить
  19. надо было сразу получив диплом сваливать.

    это только паразиты-чинуши рассказывают сказки, что государство типа потратило деньги и и нужно каки-то долги возврашать.


    ОтветитьУдалить
  20. Юля,вы молодец. Всё у вас получится и получается!С уважением, ваша коллега,которой вы помогли с материалом к ришайону. Я сдала.Спасибо вам ещё раз.

    ОтветитьУдалить
  21. Юля, не подскажете адрес книжного магазина в Тель Авиве где можно найти медицинскую литературу на иврите?

    ОтветитьУдалить
  22. Екатерина, на иврите не знаю, на английском тут: http://www.probook.co.il/default.aspx

    ОтветитьУдалить
  23. Спасибо) там можно ведь самовывозом?

    ОтветитьУдалить
  24. Екатерина, да, конечно. Я оттуда свои 6 кг Харрисона притащила. Правда, можно было спокойно в Сороке купить, но кто ж знал...

    ОтветитьУдалить
  25. По-моему Харрисон больше весит ))

    ОтветитьУдалить
  26. Не, я взвешивала, но 6 тоже хватит.

    ОтветитьУдалить
  27. Юля, я позволю себе прокомментировать Ваш пост. Вы знаете, для тех кто никогда не был в Беларуси предстает ужасная картина о стране и вообще вцелом о ситуации в ней. Я вот недавно приехала из Беларуси в Израиль и, скажем так, с некоторым удивлением прочитала Ваш пост. Такое ощущение по Вашему рассказу, что в Беларуси времена сталинских репрессий, никого некуда заграницу не выпускают, молодых специалистов посылают чуть ли не целину поднимать. Да, отработка 2 года - это неприятно, но это не катастрофично как Вы описываете. Ведь Вы, поступив на бесплатное отделение и получая стипендию, знали об этом с самого первого учебного дня. Почему Вы не перевелись на платное отделение и не было бы проблем. Вот в Израиле нет бесплатных медицинских факультетов, нет и распределения.Конечно, никто не хочет работать в каком-то захолустье. Я училась на платном отделении, меня эта участь миновала, но знакомые ребята с других институтов, да, поехали работать по распределению в маленькие города. Но есть здесь и плюс, отработав 2 года и наработав опыт (я не беру сейчас именно Вашу специальность) многие возвратились в тот же Минск и спокойно нашли работу будучи с опытом. А платникам ведь тоже нелегко, ведь известно, что молодым специалистам тяжело устроиться без опыта работы и без знакомств (и это касается любой страны). И еще пару фактов меня очень удивили, кому мог позвонить главврач маленькой районной больницы и сказать, чтобы Вас не брали на работу. Я не буду конечно спорить, Вам виднее, но для меня это удивительно. А про препятствия с пересечением границы меня улыбнуло, я уж даже не знаю, что и сказать, какой то блокбастер прямо. Вот честно, если бы я не являлась гражданкой Рб и не жила там в недавнем времени, просто ужаснулась бы, как там люди вообще живут то. И я не пытаюсь как-то идеализировать Беларусь, я вижу прекрасно все недостатки страны, все ее минусы, но они есть, как выяснилось, в любой стране. Я за честность и объективность суждений и хочется, чтобы о любой стране, будь то Беларусь или Израиль писалось и говорилось честно. Хотелось бы узнать и об остальных причинах отъезда или причина только в этом. Также с удовольствием прочту Ваш пост (так сказать взгляд изнутри) об израильской и белорусской медицине .

    ОтветитьУдалить
  28. Sunshine, до того, как я устроилась на работу, я думала примерно как вы. Возможно, это только в медицине такая ситуация, я не знаю. Маленькие города - это не проблема, проблема глухая деревня и главврач - молодой специалист сразу после университета. У меня практически нет хороших воспоминаний о тех двух годах, что мне пришлось отработать. По сравнению с тем, как я работаю сейчас, это просто небо и земля. А по поводу найти работу после распределения - если вас не хотят отпускать, в медицине это очень сложно. В медицине вообще все очень сложно. Если не верите мне на слово, попытайтесь почитать блог одного белорусского врача - http://tolstonogov.blog.tut.by/category/o-rabote/ Очень занимательно, хоть временами и очень цинично.

    ОтветитьУдалить
  29. Юля, я не пытаюсь с Вами спорить, просто на одно и то же событие, на одну и ту же страну у людей могут быть абсолютно противоположные взгляды. И я Вам охотно верю, что было тяжело. Ну так всем тяжело в начале карьеры, и это касается не только медицины,а любой области. Но талантливые и целеустремленные люди не остаются в глубинке, а идут дальше и добиваются успеха в своей области. Вам ведь в Израиле тоже нелегко было добиваться успехов в профессии. А кто-то так же через трудности идет к успеху и в Беларуси, и там это тоже возможно, поверьте мне.

    ОтветитьУдалить

Просьба при вводе подписи комментария выбирать не анонимный, а имя/url. Графу url заполнять не обязательно. Спасибо.