Неделю назад я сдала второй и последний экзамен на итмахуте - шлав бэт. Еще неделя мне понадобилась чтобы прийти в себя после этого. Честно говоря, это был один из самых неприятных экзаменов в моей жизни, а сдала я их немало. И в Беларуси - в школе, в медучилище, в университете, и в Израиле - экзамен на врачебный ришайон, экзамены в различных ульпанах, шлав алеф, экзамен на водительские права... Напомню, что во время прохождения итмахута(ординатуры) нужно сдать два экзамена на иврите - письменный тестовый шлав алеф, который считается очень сложным, и устный - шлав бэт, который считается относительно несложным и сдает его абсолютное большинство с первого раза. Так вот, для меня шлав алеф оказался гораздо более легким. Шлав бэт- это устный экзамен перед окончанием итмахута, в котором проверятся, готов ли митмахэ быть мумхе, т.е врачом-специалистом - принимать самостоятельные решения в отношении своих больных, консультировать врачей других отделений и молодых врачей очно или по телефону. В этом году его немного изменили - сейчас экзамен сдается в два этапа двум комиссиям. Одна в составе трех экзаменаторов принимает так называемый "микрэ митгалгель" т.е поступает какой-то больной с какой-то болезнью, не самой сложной, довольно распространенной, но и не самой простой, чтобы было что обсудить, и задаются самые разные вопросы по диагностике и лечению этой болезни, а иногда и других сопуствующих. Вторая комиссия - это три небольших случая-консультации для других не терапевтических отделений, в которых разбираются более мелкие вопросы диагностики и лечения, заболевания могут быть более редкими. Почему этот экзамен считается более легким - потому что по идее там спрашивается то, что врачи делают в своей ежедневной работе, а не то, что написано в учебнике мелким шрифтом, как на шлав алеф. До недавного времени шлав бэт включал в себя и список научных статей по медицине, которые нужно было знать, но в этом году их отменили.
Мой экзамен начался со второй комиссии - три консультации. Две из них были по поводу больных с нарушением сознания. Нужно было рассказать о подходе к диагностике и лечению таких больных. Экзаменуемый говорит, какие обследования назначит больному, а экзаменатор говорит их результаты и в зависимости от них нужно продолжать. У одного больного в конце концов оказалась гиперкальцемия, а у другого криптококковый менингит. Кстати, криптококковый менингит это только звучит сложно для врача, нужно было только прийти к диагнозу и знать примерно, чем его лечат, потому что дальнейшее это уже функции инфекциониста и подробно это не спрашивают у терапевтов. У третьего больного оказался перикардит на фоне системной красной волчанки. Эту комиссию я прошла довольно легко.
На второй у меня был больной с эндокардитом. Казалось бы, ничего сложного, взять культуру крови, сделать ультрозвуковое исследование сердца, поставить диагноз и лечить. Но у меня почему-то решили спросить весь осмотр больного - где какая сыпь, где какие шумы в серде (давали слушать аудиозапись), потом начали спрашивать механизм возникновения тонов и шумов. В каждодневной работе никто этого не делает и я этого, конечно, толком не помнила. А когда ты не помнишь точно, да еще язык не твой родной, а хотят информацию во всех подробностях с терминами... В общем, мне еле удалось унести оттуда ноги. До самого последнего момента я не знала, сдала или нет. Результат объявляется в тот же день после того, как все закончат. Стоят под дверью человек 20 и вызывают по одному в кабинет, чтобы объявить результат. А потом нужно выйти из кабинета и пройти мимо ожидающих, которые видят, сдал ты или нет по твоему лицу.
Результат экзамена может быть трех видов - сдал с отличием, сдал и не сдал. Общий результат выводится из оценки каждого экзаменатора в отдельности, чтобы сдать нужно сдать у четырех экзаменаторов из пяти. Чтобы сдать с отличием, нужно сдать с отличием у четырех из пяти и просто сдать у пятого. Я сдала, но ощущения от экзамена остались неприятные. Я два года дежурю в миюне с правом подписи, год первым врачом миюна, больше года в реанимации - это значит, что смотрю самых сложных больных и консультирую всех подряд. А вышла оттуда я с ощущением ну если не абсолютной тупости, то где-то около того. Несколько дней не могла прийти в себя. Ну что же, шлав бэт позади. Сейчас у меня самый легкий этап итмахута - мадей йесод. Практически это значит, что работать каждый день не нужно, только дежурить. Заканчиваю я в конце марта. Нужно снова искать работу....